НАСТАВНИЧЕСТВО
Организация работы по
наставничеству в МБДОУ №57 «Рябинка» г. Калуги
Роль наставничества в современном
образовании
Наставничество – одна из наиболее
эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению
профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача
наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные
качества, коммуникативные и управленческие умения. Наиболее распространена в
профессиональных образовательных организациях такая практика наставничества,
как работа с начинающими педагогами, однако в современных динамичных условиях
развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только
начинающих педагогов, но и, в идеале, всех участников образовательного
процесса.
Наставничество может быть коллективным, когда
за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько
наставников, и индивидуальным. В опыте работы
нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и
другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или
начинающему коллеге.
Наставничество направлено на обеспечение
более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике
позволяет:
– повысить качество профессиональной
подготовки и квалификации;
– развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к
педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих
показателей, необходимых ОУ;
– предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за
хорошую работу, признать их заслуги;
– снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов,
уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.
Целью наставничества является
оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном
становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового
ядра.
Основными задачами педагогического
наставничества мы считаем:
– привитие молодым и начинающим
специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в
ДОУ;
– ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие
способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него
обязанности по занимаемой должности;
– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива,
правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое
отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
В формировании системы наставничества мы
определяем такие основные принципы:
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Контакт наставника и подшефного.
3. Личный пример наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и
профессиональное становление подшефного.
Чтобы взаимодействие с молодыми
специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не
может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только
демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог,
межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть
терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен
применять наиболее эффективные формы и методы:
– обучение на рабочем месте;
– участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города);
– самообразование, включающее самостоятельное изучение
образовательной программы;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– открытые занятия коллег;
– решение и анализ педагогических ситуаций;
– обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и
процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных
организациях. Методология наставничества – система концептуальных взглядов,
подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом,
позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и
наставляемого.
Программа наставничества позволит сформировать внутри образовательной
организации сообщество педагогов – как новую плодотворную среду для раскрытия
потенциала каждого. Создание такого сообщества станет возможным благодаря
построению новых взаимообогащающих отношений с помощью технологии
наставничества.
Нормативно-правовые акты. Федеральный уровень
01.09.2023
Нормативно - правовые акты. Региональный уровень
01.09.2023
Локальные акты ДОУ
01.09.2023
Материалы педагогов - наставников. Мастер - классы
19.10.2023
Семинары - практикумы
06.12.2023
Памятки
11.12.2023