НАСТАВНИЧЕСТВО

Организация работы по наставничеству в МБДОУ №57 «Рябинка» г. Калуги


Роль наставничества в современном образовании

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наиболее распространена в профессиональных образовательных организациях такая практика наставничества, как работа с начинающими педагогами, однако в современных динамичных условиях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только начинающих педагогов, но и, в идеале, всех участников образовательного процесса.

Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.

Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:

– повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
– развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ОУ;
– предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;
– снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.

Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.

Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:

– привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;
– ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.

В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:

1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Контакт наставника и подшефного.
3. Личный пример наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.

Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы и методы: Хочу такой сайт

– обучение на рабочем месте;
– участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города);
– самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– открытые занятия коллег;
– решение и анализ педагогических ситуаций;
– обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.

Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.​ 

​   Программа ​​​наставничества позволит сформировать внутри образовательной организации сообщество педагогов – как новую плодотворную среду для раскрытия потенциала каждого. Создание такого сообщества станет возможным благодаря построению новых взаимообогащающих отношений с помощью технологии наставничества.​

Нормативно-правовые акты. Федеральный уровень

01.09.2023

Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 года №P - 145.pdf (скачать) (посмотреть)
Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой моделИ наставничества педагогических работников в образовательных организациях.pdf (скачать) (посмотреть)
Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 года №3273.pdf (скачать) (посмотреть)

Нормативно - правовые акты. Региональный уровень

01.09.2023

Приказ МО и науки КО от 27.02.2023 года №267 Об утверждении Типового положения о системе наставничества педагогических работтников.pdf (скачать) (посмотреть)

Локальные акты ДОУ

01.09.2023

Положение о наставничестве.pdf (скачать) (посмотреть)
Приказ с приложениями.pdf (скачать) (посмотреть)
Программа наставничества ДОУ-.pdf (скачать) (посмотреть)
Соглашение о сотрудничестве между наставником и наставляемым.pdf (скачать) (посмотреть)
Форма согласия для наставника-2.pdf (скачать) (посмотреть)
Перспективный план организации наставнической деятельности .pdf (скачать) (посмотреть)

Материалы педагогов - наставников. Мастер - классы

19.10.2023

Мастер - класс Имидж-педагога.pdf (скачать) (посмотреть)
Мастер-класс-Использование-виртуальных-экскурсий-в-ранней-профориентации.pdf (скачать) (посмотреть)
Мастер-класс-Нетрадиционная-техника-Энкаустика.pdf (скачать) (посмотреть)
мастер-класс-нетрадиционные-технологии.pdf (скачать) (посмотреть)

Семинары - практикумы

06.12.2023

Использование-ИКТ-в-воспитательно-образовательном-процессе.pdf (скачать) (посмотреть)
Тренинг с молодыми и вновь прибывшими педагогами_2.pdf (скачать) (посмотреть)
Консультация Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование.pdf (скачать) (посмотреть)
Психологические тренинги на мотивационное развитие.pdf (скачать) (посмотреть)

Памятки

11.12.2023

ПАМЯТКА-как-принимать-критику.pdf (скачать) (посмотреть)
Памятка для молодых педагогов_4.pdf (скачать) (посмотреть)
памятка-молодому-специалистк.pdf (скачать) (посмотреть)
Педагогический-кейс-Технология-Зентангл.pdf (скачать) (посмотреть)
правовой-навигатор.pdf (скачать) (посмотреть)

Схема целевой модели наставничества в ДОУ

13.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».